Я, Аралбаев Кадим Абдулгалимович, родился 1 сентября 1941 года в деревне Танатар Хайбуллинского района Республики Башкортостан. В семье было шестеро детей, среди которых я был самым младшим. Росли мы без отца — отец, Абдулгалим Мурзагалиевич, одним из первых в деревне ушел на фронт в июле 1941 года, и уже в декабре того же года дома получили известие, что он пропал без вести.
Матери моей, Фархиямал Рахматулловне, было в то время 30 лет и со своим старшим сыном Ражапом приходилось брать на себя все тяготы и лишения суровых военных и послевоенных лет.
Я помню, в те тяжелые годы, когда не хватало быков и лошадей, для вспашки земли запрягали коров. До нового урожая не было муки, чтобы испечь хлеб. С ранней весны мы, дети военных лет, ходили на луга близ деревни и собирали дикий лук и чеснок, щавель, борщевник и другие съедобные травы. Основной пищей были продукты из коровьего и козьего молока: каймак (сметана), катык (простокваша), курут (сушеный кисломолочный продукт), эремсек (творог), май (масло) и др. С тех пор, как я себя помню, у нас дома был большой сепаратор под номером 1, производства Челябинского механического завода, оставшийся нашей семье в наследство от дедушки. Этим сепаратором пользовалась почти вся наша деревня. Потом на некоторое время его забрали на колхозную ферму. Дедушкин сепаратор служил очень долго, и только в начале 60-х годов пришел в негодность, когда начали появляться сепараторы нового типа - более легкие из-за их малого размера. Мне было до слез жалко, когда, уже живя в Уфе, приехал в деревню на побывку и увидел тот самый старый сепаратор №1 во дворе, разобранный моими племянниками на части для игрушек.
В нашей глухой деревушке впервые зазвучало радио в 1952 году в нашем доме: старший брат Ражап, демобилизовавшись из армии, привез с собой радиоприемник, который работал на батарейках или при помощи аккумулятора. Когда заговорило радио, все односельчане пришли послушать это чудо, которое издавало человеческий голос. Удивляла нас музыка и песни, звучавшие по радио.
По счастливой случайности мы (наша семья) были первыми и в приобретении такой новинки в жизни, каким явился селянам телевизор. Средний брат Зиннур первым из сельчан купил телевизор, и это «домашнее кино» опять (как и радио) удивляло многих людей. А кинофильмы на экране мы смотрели давно, их демонстрировали в школе.
Из шестерых детей в семье выучиться посчастливилось только мне. Остальные мои братья и три сестры не смогли продолжить учебу после 6-7-го классов. Виною тому были разруха, голод, нехватка одежды и обуви, а главное - проклятая война, которая лишила нас отца.
Я научился читать и писать еще до школы. Дома, когда готовила уроки старшая сестра Хафиза, я находился всегда рядом и повторял за нею все, что делала она: читал, писал, учил стихи наизусть, пел песни вместе с нею. Таким образом, я очень рано научился дома читать и писать.
Мне разрешили идти в первый класс на год раньше, но я не смог - нечего было надеть и обуть.
Учиться мне было очень легко, поскольку я уже знал все, что написано в учебниках, и наш первый учитель Каипов Карим Сулейманович, инвалид Великой Отечественной войны, когда уходил по делам ненадолго, оставлял меня вместо себя «учителем» - прослушивать и проверять своих одноклассников.
После окончания 4-го класса на «отлично» я расстался с родной школой в деревне и продолжил учебу в Илячевской семилетней школе, что находилась в десяти верстах от Танатара.
В этой школе было многолюдно и весело: новые друзья, новые учителя, новые предметы, большая библиотека. Учился я по-прежнему прилежно, был отличником, вел общественную работу: был председателем пионерского отряда, редактором классной и школьной стенгазет... Много воспоминаний о периоде учебы в Илячевской СШ, но здесь хочу упомянуть лишь два: в 1954 году в деревне принародно разрушили мечеть - местный духовный очаг исламской религии. На наших глазах двумя колесными тракторами, опоясав тросами, опрокинули старинный минарет мечети. Из разодранного купола мечети полетели на головы людей книги и твердые комья голубиного помета. В суматохе и замешательстве никто не обратил внимания, куда девался серебряный полумесяц, который величаво и мирно возвышался над округой, столько лет призывая мусульман к вере и покорности Аллаху. Здание мечети превратилось в клуб с поникшей крышей, и для нас, непосед, уже не было винтовых лестниц в поднебесье: мы раньше любили подниматься по крутым ступенькам в минарет и обозревать окрестности села - крутолобый Турат-тау, извивающуюся, как змея, речку Туратку, березовые рощи Каинкабака, соседние деревни Кара-су, Новый Зирган, Мамбет, Калтай и мой родной Танатар на пойме реки Таналык...
Второе из моих воспоминаний об Илячевском периоде детства связано со вступлением в комсомол. Комсомол в те далекие 50-60-е годы прошлого столетия был ощутимой силой, организующим началом сельской молодежи. В те времена многие добрые дела совершали комсомольцы. Мы организовывали субботники, дежурили в общественных местах, во время весеннего разлива реки на берегу разжигали костры и оповещали население о половодье, во время весеннего сева и уборки урожая выпускали «боевые листки», стенгазеты, выступали с концертами... Много было хороших и добрых дел, которые выполняли мы, юные комсомольцы, не ради «птички».
После успешного окончания и получения свидетельства о семилетнем образовании, в 1956-1959 годах учился в Акъярской средней школе. Это были годы взросления, закалки и формирования характера. Во время споров и диспутов постепенно вырабатывалось свое мнение, свое видение и своя оценка того или иного поступка, явления, пережитого. В Акъяре я, живя в интернате, научился надеяться только на свои силы и стал самостоятельным и решительным. В школе я посещал кружок хорового пения, увлекался шахматами, успевал ходить и в литературный кружок, где делали свои первые поэтические шаги вместе с нынешним известным поэтом Кадиром Алибаевым. Любимыми учителями были историк Рашит Насыров, филологи Анас Валиевич Миргалиев, Лена Газизовна Арсланова...
Аттестат о среднем образовании получил с оценками «отлично» и «хорошо». Когда закончил школу, не было никакого желания продолжать учебу - т.е. идти в вуз. Об этом я совсем не думал. Потому что к этому времени мать дома осталась одна - все три старшие сестры были замужем, старший брат со своей семьей жил отдельно, средний брат служил в Армии. Так что мне предстояло вести домашнее хозяйство.
Сначала работал в колхозе разнорабочим. Приходилось работать везде: летом на сенокосе, сеноуборке, осенью на комбайне - копнильщиком, помощником комбайнера, прицепщиком на тракторе, мотористом на зернотоке; осенью и зимой несколько месяцев был скотником.
В начале 1960 года Хайбуллинский райвоенкомат направил меня в автошколу города Медногорска Оренбургской области. За изучение автодела я взялся с большим желанием, ибо здесь осуществлялась моя давнишняя мечта стать настоящим классным водителем.
Все лето и осень 1960 года работал водителем на грузовом автомобиле. Возить приходилось все: уголь со станции Сара Оренбургской области, древесину и строительный лес из Зилаира, шифер и железо из Сибая...
В ноябре 1960 года призвали в ряды Советской Армии. Солдатскую форму надел в г.Белебее, был курсантом школы сержантов-автомехаников в г.Плавске Тульской области, командовал взводом автомобилистов в Подмосковье.
После трех лет службы в армии поступил учиться на филологический факультет Башкирского государственного университета. После окончания 2-го курса, в связи с тяжелым материальным положением и болезнью матери, вынужден был перейти на заочное обучение. С августа 1965-го по сентябрь 1967 года работал учителем башкирского языка и литературы и завучем в знакомой мне Илячевской 8-летней школе Хайбуллинского района. В 1967 году приняли в ряды КПСС. Осенью опять перешел на очное обучение БГУ. В 1968 году после окончания университета был направлен вместе с женой, Кларой Гумеровной, на работу в Бурзянский район. Таким образом, окончив Башкирский государственный университет, я стал первым из нашей деревни человеком с высшим образованием.
Меня назначили завучем Байназаровской средней школы, а жену -преподавателем русского языка и литературы в 5-10-х классах. Здесь работали два года. В 1970 году у нас родилась дочь Айгуль. Но крохотный школьный домик, в котором мы жили, был лишен нормальных условий для ухода за новорожденной. И мы вынуждены были уехать из Бурзянского района в Баймакский район, где нам предоставили новый просторный сосновый дом и работу в Баимовской 8-летней школе. Работал завучем и преподавателем языков и литературы, отдавал все свои силы детям и работе.
Но через год по приглашению Института истории, языка и литературы Башкирского филиала Академии наук СССР уехал в Уфу и поступил в аспирантуру по специальности «Башкирская фольклористика».
С 1972 года учебу в аспирантуре совмещал с работой в редакции журнала «Агидель» - стал литературным сотрудником. В то время главным редактором журнала был писатель Раис Низамов, опытный журналист, мастер публицистического жанра и набирающий темп прозаик. Он меня научил азам журналистики, давал советы по работе над рукописью, как поступить в тех или иных случаях по отношению к авторам.
Работая в редакции журнала, я постепенно начал приглядываться к писателям и поэтам. Часто приходили в редакцию такие известные писатели, как Зайнаб Биишева, Салях Кулибай, Сагит Агиш, Гариф Гумер, М.Тажи, Ш.Насыров, Кирей Мэрген, Мустай Карим, Ханиф Карим, Гилемдар Рамазанов и др.
В то время я тоже писал стихи, очерки, небольшие статьи, рецензии на книги. За время работы в редакции журнала «Агидель» в качестве литературного сотрудника, затем ответственного секретаря, зав. отделом поэзии и прозы в период с 1972-го по 1977 годы я активно входил в процесс башкирской литературы, много писал. Видимо, к такой активности подталкивала и сама ситуация моей жизни в Уфе: без собственного угла, неустроенность, мизерная зарплата, высокие цены за аренду квартир. За семь лет жизни в Уфе я поменял свыше 10 адресов местожительства в различных общежитиях и квартирах, частных домах и полуподвальных помещениях.
Наконец в 1977 году от редакции журнала «Агидель» я получил заслуженную двухкомнатную квартиру. В том же году родилась вторая дочь Ляйля.
В том же (1977) году меня перевели на работу в аппарат правления Союза писателей Башкортостана на должность секретаря правления Союза писателей БАССР. На меня возлагалась большая ответственность, ибо эта работа по многим параметрам сильно отличается от спокойной, стабильной и плановой работы любого сотрудника редакции журнала.
Председателем правления Союза писателей тогда был известный драматург Асхат Мирзагитов, заместителем председателя - поэт и драматург Рафаэль Сафин.
В аппарате правления Союза писателей, кроме А.Мирзагитова и Р.Сафина, в период 1977-1981 годов я работал вместе с такими известными писателями, как Фарит Исангулов, Зульфар Хисматуллин, Александр Филиппов, Миассар Басыров; более молодыми - Газим Шафиков, Рашит Шакуров; директором бюро пропаганды литературы был Ахнаф Байрамов. Как секретарю правления приходилось готовить и организовывать приемы гостей из тогдашних братских республик - Казахстана, Украины, Каракалпакии, Якутии, Татарстана, Чувашии, Горного Алтая и их встречи в районах и городах нашей республики. Да и самому приходилось очень много ездить по стране (Казахстан, Украина, Удмуртия, Татария, Чувашия, Алтай, Москва и др.) и Башкортостану.
В 1981 году меня перевели на работу в областной комитет партии инструктором отдела культуры. Там я работал около восьми лет. Работа была во многом интересной, трудной и ответственной. Царила жесткая дисциплина по работе с партийными документами, контролю над выполнением принятых постановлений разного уровня...
Так шли годы. И вот в 1988 году на съезде писателей республики меня избрали членом правления СП, и для меня открылся «выход» - на первом организационном заседании правления избрали заместителем председателя. А председателем еще на съезде был избран Динис Буляков, с которым в 1975-1977 годах работали вместе в редакции журнала «Агидель».
Обязанности заместителя председателя по творческим вопросам включают в себя очень много направлений: организация регулярной работы творческих секций прозы, поэзии, драматургии, детской литературы, публицистики, сатиры и юмора; русскоязычных писателей, переводчиков, руководство Комиссией по работе с молодыми писателями республики; обеспечение нормальной работы комиссий по литературным наследиям; оформление наградных документов писателям; подготовка и проведение творческих, юбилейных и тематических литературных вечеров. Кроме всего этого, я много внимания уделял работе писательских организаций в Стерлитамаке, Учалах, Янауле. Непосредственно принимал участие в подготовке и открытии еще одной писательской организации - в г.Сибае. В Зауралье этот вопрос назрел давно, но мы до 1993 г. никак не могли осуществить эту мечту. Несмотря на финансовые затруднения, глава администрации г. Сибая открыл писательскую организацию за счет городского бюджета.
За пять лет работы мы открыли два новых журнала – «Акбузат» (для дошкольников) и «Шонкар» (для молодежи), еженедельную газету на русском языке «Истоки». Провели две республиканские конференции молодых писателей, два семинара начинающих авторов (учащихся), ежегодно проводили поэтические состязания «Байга» и «Айтыш», Дни башкирской литературы в городах и районах, ежегодные праздники поэзии, посвященные С.Юлаеву, Р.Гарипову, Ш.Бабичу, Д.Юлтыю, М.Акмулле, М.Гафури, М.Уметбаеву...
Какой бы интересной и разнообразной ни была работа в Союзе писателей, я на XI съезде литераторов Башкортостана в октябре 1993 года подал заявление об освобождении от должности заместителя председателя по собственному желанию. Съезд удовлетворил мою просьбу, и я с легкой душой и с сознанием исполненного долга ушел с этой работы.
С декабря 1993 года начал работать в новом коллективе - Башкирском издательстве «Китап» главным редактором. Работа связана с производством (полиграфией), сложная, но по душе. Выпуск книг - труд коллективный. И я горд тем, что за годы работы в издательстве «Китап» вышли очень много хороших и полезных людям книг, и что все они прошли через мои руки.
В 1994 и 1997 годах с помощью земляков-хайбуллинцев осуществил давнюю мечту - издал книгу «Шежере Мамбет» - историю нашего рода Мамбет племени Усерган, написанную муллой Мустафой Мамбетовым в 1920-1928 годах арабской графикой, и сборник «Солдатские баиты» - образцы народного творчества времен первой мировой войны 1914-1916 годов.
Вышли книги стихов и поэм в переводе на татарский язык «Страна белых юрт» (Казань, 1996) и на чувашский язык «Песни степей» (Чебоксары, 2001) и др.
После ухода на пенсию по возрасту работал в Исполкоме Всемирного курултая башкир (2002-2009 гг.) и опять в аппарате Союза писателей Башкортостана (2009-2012 гг.).
Подытоживая пройденный мною жизненный путь, могу с уверенностью сказать, что самые прекрасные и энергичные годы жизни отданы служению народу, родной литературе и языку, всему тому, что называется духовной культурой, чем мы, собственно, осознаем себя башкирской нацией.